Электронно-цифровая подпись
Электронная подпись является технически сложной информационно-юридической категорией и выступает в таких основных проявлениях:
является обязательным реквизитом официального документа, созданного и используемого в бездокументарной форме;
представляет собой некий пласт технически зашифрованной информации, который, в зависимости от используемой технологии:
вносится непосредственно в заверяемый документ;
логически к нему прикрепляется; формируется в результате предельно сложных математических вычислений посредством криптографических методов.
При соблюдении требований, установленных законом и сторонами соглашения об использовании, ЭП является юридически и технически полноценной заменой собственноручно выполненной подписи, а при необходимости – еще и гербовой печати.
Функции ЭП Возможности, которые ЭП предоставляет владельцу, определяются ее видом.
Простая ЭП производится с помощью паролей (кодов) без применения криптографических алгоритмов.
Поэтому она не в состоянии подтвердить целостность и неизменность документа.
Единственная ее функция – идентификация подписанта.
Следует отметить, что существование этого вида ЭП поддается жесткой критике.
Скептики утверждают, что обычная ЭП является только историческим этапом развития электронных технологий в Европе и США.
Они отрицают целесообразность существования в современном правовом поле этого вида ЭП.
Ненадежность простой ЭП повлекла отказ удостоверяющих аккредитованных центров от работы с ней.
Усиленная ЭП: Где взять ЭЦПидентифицирует личность подписанта; при проверке выявляет любые правки, произведенные после подписания; конструируется с помощью криптографических алгоритмов с использованием ключа; подразумевает применение сертификата неакредитованного удостоверяющего центра либо работу вообще без сертификата ключа проверки подписи. Квалифицированная ЭП обладает наибольшей степенью защиты от подделки.
Применение ЭП Электронная подпись онлайн используется с целью:
покупки и продажи товаров и услуг в интернете; работы в системе «Клиент-Банк»:
формирование и оплата счетов, контроль над имеющимися средствами, распоряжение финансами, получение кредитов;
регистрации операций с недвижимостью; декларирования в таможенных органах;
участия в электронных тендерах, в том числе государственного и корпоративного заказа; подачи отчетности в местные органы ФНС, Росстата, фондов социального страхования и другие контролирующие структуры;
обращения за предоставлением административных услуг в электронном виде; доступа к межведомственным системам (в том числе ЕИАС ФСТ России).
Использование квалифицированной ЭП законодательно признано обязательным при сдаче отчетов и деклараций: обязательно в территориальный налоговый орган плательщиками НДС, а по другим налогам – в случае, когда среднесписочная численность персонала составила 100 и более человек; в территориальный орган ПФ РФ и ФСС – если количество работников превысило 25 лиц.
Формировать два вида отчетности – бумажную и электронную – означает дважды делать ту же работу.
Поэтому 50 человек штата – это тот порог, начиная с которого придется перейти на электронные документооборот и отчетность во все органы.